В начало Все о журнале ЭКС Архив номеров Фотогалерея Новости NB! БЕЗЕНГИ


К оглавлению номера

соревнования



МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Солдат вермахта в железном шлеме из последних сил отбивается винтовкой от полчищ наседающих врагов... Памятник Защитнику Родины в Нойкирхене полон экспрессии. Его поставить рядом с нашим Воином-освободителем - интересная скульптурная группа получилась бы...
«О, Руссланд?! Йа! Йа!» - радостно хлопочет герр Майер, размещая нас в своем пансионе.
Уютные альпийские дома-музеи-гостиницы. Чистенькие улицы, чистые реки, чистый горный воздух. Великолепная природа. Горы. Спорт всех видов. Тихая размеренная жизнь и... постоянные праздники. Мы в Австрии.
Чемпионаты Мира по парапланеризму проходят раз в два года. ЧМ-97 был в Кастехоне, Испания. ЧМ-99 - здесь, в Восточных Альпах, в долине Пинцгау. Два городка - Брамберг и Нойкирхен - приняли на три недели тусовку из четырех десятков стран. Летные условия здесь прекрасные. И в непогоду есть чем заняться и что посмотреть.
Мы любили брать напрокат маунтенбайки и ездить в горы, к озерам и водопадам. Велосипедные дорожки идут по всей долине и боковым ущельям. Пешеходные тропы ведут дальше на ледники и перевалы. Много подъемников: от привычных вагончиков и бугелей до экзотического горного метро и горного парома-лифта, способного поднять целый автобус. Реки в долинах спрямлены (земля стоит дорого!) и выложены камнями. Высокогорные плотины и водохранилища кое-где поднялись к самым ледникам. И в то же время это природный заповедник - «Высокий Тауэрн». Всё открыто для туристов, для людей.
Горная цивилизация - это традиции в сотни лет. Тропинки в горах имеют систему дренажа и поддерживаются в отличном состоянии (о дорогах я уже и не говорю). Я заметил как после прошедшего дождя кто-то невидимый сразу расчистил дренаж тропинки от принесенного водой мусора... Через месяц у нас на Юце (Кавказ), после дождя, обходя огромные лужи в колдобинах дороги, я удивлялся, почему никто (ну, например, жители двух соседних небедных домов с гаражами) на них не реагируют...
А кто это придумал миф, что у них в Европе не осталось незагаженной природы, а у нас ее еще не меряно? Мне показалось, что как раз наоборот. Там никто не жгет в лесу костров и не устраивает пикников с битьем бутылок и мусором. Перекусывать там принято в лесных и горных ресторанчиках, приютах, а для мусора у тропинок расставлены урны. Зато рядом с тропой еловый девственный лес с черникой и земляникой, воду можно смело пить прямо из ручья, за деревьями взлаивают олени.
Я не знаю, сколько километров надо отъехать от Питера, чтобы встретить такую природу. Но добило меня то, что там нет комаров! Ельник, ручьи, черничник, спелая ягода, а мы - в шортах. Фантастика!


МИРОВАЯ ТУСОВКА

Брамберг, церемония открытия Чемпионата. 245 пилотов из 40 стран - такого еще не было! Как летать в такой толпе?
Восемь тысяч зрителей обступили улицы Брамберга, свешиваются с цветочных балконов домов, приветственно машут из-за столиков ресторанов. Празднично убранная колонна плэйбоев и любителей адреналина под вспышки фотоаппаратов проходит по улицам к городской площади. На площади, с трибуны, нас приветствуют местные Говорящие Головы. Оркестр в кожаных штанах, тирольские стрелки с древними ружьями и пушкой, красавицы в исторических костюмах. А мы высматриваем парапланерных монстров. Узнаем ли мы их, виденных только на видеокассетах, дана фото в глянцевых журналах? Ага, все три последних чемпиона мира здесь.
Легендарный швейцарец Ганс Боллингер - Чемпион 93 года в Вербье, Швейцария. Признан одним из самых вдумчивых и работающих над собой пилотов. Симпатяга Ганс на этот раз побрил свои модно-щетинистые щеки.
А вот бритый череп, бородка-мини и длинный носяра австрийца Штиглера - Чемпиона-95 в Японии. Любимой книги нет, потому что читать некогда; хобби (после параплана) - мотоцикл. Хотите, чтобы ваши дети стали похожими на этого кумира? Впрочем, о вкусах не спорят...
Гордость Англии и ныне царствующий Чемпион - Джон Пендри, Испания-97. Большой (и в смысле - длинный ) Джон - дважды Чемпион: и пара-, и дельта-.
А это кто такой - невысокого росточка, с кольцом в ухе, скошенным подбородком дауна и с бурной обезьяньей жестикуляцией? Ты что-о-о?! Да ведь это же тоже дважды Чемпион, автор интеллектуальных статей в «Кросс-кантри» и последних нашумевших предложений по безопасности! Да-а-а? Неужели это Сам...?!!! А что, вполне симпатичный и весьма фотогеничный...
А вот Чемпионка-97, французская красавица Санди Кошепа. Ну как ее не узнать, ведь ее фото украшают обложки всех парапланерных журналов мира. Вот чемпионки прошлых лет: Клара Бернье (Франция), Луиза Крандел (Дания), Джуди Леден (Великобритания).
В глазах рябит от лиц и флагов. Какие имена!? Люди из легенды, живая история! Генри Кристиан, Джимми Пашер, Тони Бендер, Крис Мюллер, Вальтер Хольцмюллер, Кристиан Тамеггер, Боб Друри. И я их вижу! Сейчас прослежусь от избытка чувств!... Не успел...
Ба-бах!!! Огненные струи фейерверка ударили в вечернее небо. На склонах гор зажглись огненные надписи - эмблемы Чемпионата. Официальная часть закончилась и народ раскатал губы на банкет. Ха! Банкет прижимистые австрийцы зажали. Видно, взноса в 350 баксов, только на бейджи и хватило... Они устроили праздник для себя. В наш импровизированный сарай-ресторан набилось несколько тысяч местных, спортсменам не подойти. Лопочат по-своему, гогочат, на нас пальцем показывают. Чикеном их не корми, дай потусоваться в духотище! Биром их не пои, дай потолкаться в теснотище! Видно, жизнь у них тут скучная, любой повод для развлечения используют. Нам пример: как надо любить и уважать себя, а не иностранцев. Подумаешь, мировая элита, понаехали тут...
Ну и ладно. Пусть веселятся, а мы - усталые, но голодные - поедем домой, в Нойкирхен, баиньки. Завтра полеты.


ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА

Под российским флагом нас выступает семеро - из восьми возможных - почти полный состав.
Наш тим-лидер Саша Колодий (Москва) - самый опытный среди нас. Имеет за спиной славное дельтапланерное прошлое и зарубежный опыт. Дважды Чемпион СНГ по парапланам. Единственный, кому оплатили эту поездку. (На этом месте могла бы быть Ваша реклама). На ЧМ-97 Саша был 114-м (из 181).
Шорохов Коля (Москва) до прошлогодней травмы был 1-м номером в Российском рейтинге. И вот - он снова здоров и с нами. Нос с горбинкой, соломенные усы и кудри из-под соломенной шляпы. Портреты фотогеничного Коли украшают многие российские спортивные журналы. На ЧМ-97 был 94-м, т.е. в серединке.
Олег Кушлевич (Москва) - один из первых и наиболее опытных наших парапланеристов. Преуспевает не только в спорте, но и в парапланерном бизнесе. Олег участвует в чемпионатах уже третий раз. На ЧМ-97 был 136-м. Соревнуется в основном за рубежом. Мы уже забыли, когда видели Олега на Чемпионатах и Кубках России и СНГ.
Саша, Коля и Олег уже облетали здесь все в прошлом году, остальные будут влетываться на ходу.
Сергей Костромитин и Маша Вербицкая (Москва) - молодая парапланерная семья. Симпатичные ребята, представители нового поколения, потеснившие парастаричков. Выступают еще неровно, но иногда очень результативно. Сергей в 98-м на Чемпионате Европы в Испании обыграл всех наших монстров. Маша за границей впервые. Среди парапланеристок России она - звезда первой величины.
Ваня Абабков (Алтай) - совсем юный (18 лет!), но очень развитой и продвинутый сибирский гигант (195 см, 95 кг). Заняв 6 место на СНГ-98, он сходу ворвался в рейтинговую таблицу и сборную России. На Чемпионат Мира его собирала «вся Сибирь».
И я, Собетов Андрей (Санкт-Петербург). Мой лучший результат - 4 место на СНГ-98. В зарубежных соревнованиях буду участвовать впервые. Спонсоров нет, никому ничего не должен, буду летать как плейбой - в свое удовольствие...
Семь плюс - Леха Круглов. Хоть он теперь выступает за Казахстан, но парень-то он нашенский... Мы уже запутались считать, сколько раз он выигрывал все наши соревнования. Спортивная звезда России и в то же время - бомж. Наконец, казахский паспорт дал ему возможность поехать за границу. Мы ждем от него феноменальных результатов.
Ну, и Украину здесь представляют Сергей Шибинский и Толя Милевский. Больше из бывшего СССР - никого.


ИДУ НА ГРОЗУ!

Солнечная Австрия подарила нам только два зачетных дня. Деньки были ешё те! Эпическая картина - парапланы, стартующие прямо в свинцовые облака, сверкание молний, ветер в спину! Да уж, на соревнованиях пилоты бьются за очки. Организаторов тоже можно понять - надо разыграть Чемпионат любой ценой.
Запомнилась гроза над Цель-ам-Зее. Пройдено полмаршрута, я над озером Цель-ам-Зее, пробиваюсь к поворотнику. Иду в нулях и слабых минусах, а иногда и плюсах... Откуда здесь плюсы? Не от этой ли, подозрительно сгущающейся синевы справа? И белые барашки по озеру побежали...Что-то мне это не нравится... А где другие парапланы? Впереди уже никого, сбоку народ сильно снесло на север, а рядом один складывает «уши»... Эх, обидно, пункт так близко! А может рискнуть и - в горы? А гроза пройдет стороной? Варио приглашающе пищит, показывая усиливающийся набор...
Даже не думай, парень! Из кумулонимбуса живыми не возвращаются! Хочешь, как те итальянцы, навсегда раствориться в небе? Хочешь, как тот хорват, узнать, что такое +18? Хочешь, чтобы твой замороженный труп летал на семи тысячах метров?
Не-а, не хочу!
А варио пищит все сильнее, зараза! Гроза засасывает меня! Пора драпать! Только без паники. Пробую уши. Не помогает! Так я и думал! Доигрался, допрыгался... Раньше думать, дурная голова, было нужно! Что ты можешь еще сделать? Что есть силы втягиваю Б-ряд. Раньше это мне неплохо помогало, разгонялся до -9. Да, пошло снижение! Но - болтанка! Что это? Купол нестабилен, непослушен, улетает назад за голову. Так дело не пойдет. Отпускаю стропы. Хоп! Крыло улетает под ноги. Падаю, как в невесомости. Ловлю крыло. Началось! Ладно. Выжимаю акселератор, лечу теперь по ветру на север, в долину, пытаюсь обогнать грозу.
Обгоняю ветер. Снова складываю «уши», акселератор до упора - и в спираль корпусом. Есть снижение! Подо мной уже земля, а не вода; если что, падать будет больно... Мысль бросить запаску в голову все же не приходит. А вот японец бросил прямо над озером. И сел прямо в озеро! Не утонул, вытащили. Вот была хохма, когда он свою точку на карте прямо в озеро поставил!..
Все нормально. Земля приближается. Скорее, скорее сесть! Разворот против ветра. Вот это скорость! Лечу на выжатом акселераторе... задом наперед - только мелькают домики, поля, и колючая проволока заборов.
Так, этого мне только не хватало! Надо срывать купол прямо над забором, разделяющим эти игрушечные поля, чтобы успеть затормозить и не одеться на следующий. Так и делаю. Фу-у-х, повезло, у земли как раз порыв ослаб. Сел! Жив! Как мне повезло!
Официально объявленная скорость ветра в этот день была до 70 км/час. Вертолеты со спасателями и врачами курсировали по долине. Работы им сегодня хватало. 81 счастливчик сделали весь маршрут в зачетное время! Еще несколько пилотов были близки к этому. А те 150, кто летел медленнее, оказались в заложниках у грозы и боролись, в основном, за выживание. Я пролетел 48, 4 км за 3 часа 59 минут. Мало и очень медленно. А лучший результат дня у Генри Кристиана (на «Нова Прото») - 107,8 км за 2 часа 44 минуты! Кристиан оторвался от ближайшего соперника - Криса Мюллера («Бумеранг») на целых 13 минут. Он показал фантастическую среднюю путевую скорость на этом длинном маршруте с возвращением - 35,5 км/ч! Третьим пришел Ганс Боллингер (на «Бумеранге»). Из наших до финиша не долетел никто. Дальше всех улетел казах Круглов - 82,3 км. Рядом Костромитин - 82,2 км. Коля Шорохов сел спасать упавшего в горах поляка, получил бонус (очки, как если бы он прошел всю дистанцию, но без времени). Кушлевич и Колодий сели где-то рядом со мной, 50 и 48,5 км соответственно. Ваня - 41,4 км. Маша - «бомбит аут» и 10 км. Украина: у Шибинского «бомбит аут», у Милевского - 17,9 км
А главное, мы все выжили в этом катаклизме! Вечером - впечатления: Колодий два раза заходил на поворотник и оба раза отступал перед усилившимся ветром. Сергей Костромитин попал в сильные предгрозовые плюсы уже на обратном пути. Чтобы уйти от грозы и сесть, чего только не делал: и спиралил, и купол сам складывал. Круглову, оказывается, на старте влетел в купол кореец! Кое-как расцепились, разошлись. А уходя от грозы, Леха не смог снизиться в долине и пошел сбрасывать высоту в горах. Там закрутил такую крутую спираль, что от перегрузки разошлась молния на кармане подвески и вылетел балласт! Алексей сел на вершину, нашел балласт (он не взорвался!) и пешком дошел по горам до шоссе. А вот Ване Абабкову пришлось хуже всех. Запертый сильным ветром в узком боковом ущелье, он получил по полной программе «30 минут борьбы за жизнь» в роторе. Серии мощных асимметрий, швыряний-вращений и, наконец - «галстук». Чтобы развязать узел, Ване пришлось сорвать оставшуюся половину крыла и падать, пока не развяжется! Ужас! Кошмар! Как он оттуда выбрался, вообще непонятно...
Только в 11 вечера приехал Шорохов и подлил масла в огонь: еле вытащили с гор поляка, у него серьезный перелом ноги и сотрясение мозга. Вроде бы еще упал бразилец. Американца и австралийца сдуло от маршрута на 10 км в горы Кицбюля (гробанешься там и будешь лежать, пока не найдут). Японца выловили из озера, много народа развесилось на деревьях. Но могло быть и хуже. Нам еще повезло!


ПРОТЕСТЫ И ДИСКУССИИ

Наш тим-лидер от имени России присоединился к протесту 11 команд с требованием отменить летный день по причине грозы на маршруте. Жюри FAI отклонило протест. День зачтен. Потому что, во-первых, упражнение не отменили организаторы. Во-вторых, как сказал почтенный Ноэль Виттал: «Каждому были предоставлены одинаковое время и равные возможности сделать упражнение. Может быть это жестоко, даже страшно, но это честно». В третьих: летать - это опасно (а вы не знали?), но меру риска каждый пилот должен выбирать сам.
Однако, многие этим не удовлетворились и продолжили дискуссию. Больше всех горячились американцы. Поспорили маленько и мы. Имели место две крайние точки зрения. 1). Упражнение надо отменять, если хоть одного пилота застала гроза на маршруте (даже если все остальные спокойно пролетели весь маршрут). 2). Упражнение разыграно, если хотя бы один сумел пролететь (даже если все остальные поубивались).
Конечно, ваше мнение по этому поводу не должно меняться в зависимости от того, в какую группу вы попали... И уж если отменять, то не задним числом, превращая полеты в убивалово. ДО, а не ПОСЛЕ. Но как практически это сделать?
На 100% надежные метеообеспечение и связь - вот что для этого надо. Каждому пилоту - рацию или даже радиотелефон и наблюдателей по маршруту. Легко сказать! А если этого нет? Тогда пилотам лучше заранее знать позицию судей по этому вопросу...
Понятно, что за 4-6 часов полета переразвитие погоды, особенно в горах, весьма вероятно. И аутсайдеры всегда могут подать протест. Летных дней и так мало. А соревнования нужно провести. И организаторы будут использовать для этого все возможности. Риск же исключить в принципе нельзя. Такие правила игры. Окно открыто. Лететь или нет - решайте сами... Ну что?


СГОРЕВШИЙ ТАЙВАНЕЦ

Летим! Капли дождя на стеклах очков. Над стартом опять подходит гроза. Из наших успели стартовать только я и Круглов. Боллингер и еще несколько монстров не стартовали. Круто! Американцы канючат у судей, чтобы день отменили; говорят, что летать в такую погоду - сумасшествие. Судьи непреклонны. Интересно, какой процент потерь должен быть, чтобы они дрогнули?...
Небо закрыто. Потоков нет. Неумолимо снижаемся. Идем в режиме обтекания местности, скребя подвесками по елкам. Как бы не зацепиться за что-нибудь. А что это там, на шоссе? Почему стоят машины, а вокруг лежат купола? Что-то явно случилось, но что? Сел, подошел. Обгорелые лоскуты параплана на проводах высоковольтной линии, закрывающие простынями тело медики... Пилот из Тайваня не заметил бокового ответвления от основной ЛЭП.
«Это было кошмарное зрелище, - поведал белый, как полотно, болгарин - он горел синим огнем, пока на нем не сгорела подвеска. Тогда он упал на землю и его смогли потушить». Прибывший через несколько минут вертолет увез его в клинику Инсбрука. Пилот был еще жив, но потерял 40% кожи...
Упражнение наконец-то отменили. Шквал и ливень мы встретили уже в автобусе подбора.


ЗАВЕРШЕНИЕ ЧЕМПИОНАТА

Когда стало ясно, что в оставшиеся дни Чемпионат не разыграть, организаторы пошли на то, что бы в один (непогожий!) день пытаться ставить по два упражнения, одно из которых смотрелось смехотворно. Но ничего из этих стартов в дождь не получилось.
Американцы в знак протеста покинули соревнования. Свое мнение обо всем этом они опубликовали в Интернете: «Погода была ужасна, организаторы еще хуже». Вслед за ними уехали команды Франции, Великобритании и еще несколько. Впрочем, все лидеры остались.
Я, тем не менее, считаю, что организаторы работали хорошо. Они делали все, для того, чтобы Чемпионат состоялся. Вот если бы они этого не делали, и мы пропустили хоть одно упражнение, которое можно было отыграть, тогда они были бы виноваты. А это нытье по поводу плохой погоды, в которой кто-то виноват - «домбайский синдром».
Мы остались и получили еще один летный день.
Погода стала улучшаться...

Результаты

1 - Генри Кристиан, Австрия, «Нова Прото».
2 - Крис Мюллер, Канада, «Бумеранг».
3 - Вальтер Хольцмюллер, Австрия, «Эксперт».
92 - Костромитин Сергей, Россия, «Эклипс».
93 - Колодий Александр, Россия, «Эклипс».
121 - Круглов Алексей, Казахстан, «Корвет».
125 - Джон Пендри, Великобритания, «Протон».
127 - Шорохов Николай, «Феникс».
136 - Санди Кошепа, Франция, «Сектор».
151 - Собетов Андрей, Россия, «Райвел».
155 - Абабков Иван, Россия, «Райвел».
158 - Клара Бернье, Франция, «Миллениум».
190 - Кушлевич Олег, Россия, «Эксперт».
205 - Вербицкая Мария, Россия, «Вэрриор».
221- Милевский Анатолий, Украина, «Райвел».
225 - Шибинский Сергей, Украина, «Райвел».

Командные места:
1 - Австрия, 2 - Швейцария, 3 - Германия,
22 - Россия (УРА-А-А нам всем!!!), 23 - США,
39 - Украина, 40 - Болгария.

Итак, Первый Неразыгранный Чемпионат Мира получил своего неофициального чемпиона - Генри Кристиана. Официальным чемпионом Мира еще на два года остается Джон Пендри (скоро у нас, наверное, как в шахматах, будет три чемпиона).
Подлинным победителем стал конструктор, кореец Джин, ушедший из «Эдель» и основавший фирму «Джин Глайдерс». На его «Бумерангах» летали больше половины лидеров.
А мы все-таки сделали Америку!


ВЫВОДЫ

1. Итак, мы в лучшем случае посредине. Хорошо, что уже не в самом конце, как Украина, Македония и Греция. Мы научились проходить если не всю, то значительную часть дистанции, и не вываливаемся, как раньше, на первых километрах.
Теперь надо выйти на следующий уровень - научиться проходить дистанцию полностью, как, например, Словения, Венесуэла. А лидеры находятся еще на один уровень выше. Они летают на время, а не на дальность, как мы. Нам еще надо научиться пролетать всю дистанцию. А для них это - вообще не вопрос. Они пролетают дистанцию полностью и, притом, быстро. И дело не только и не столько в скорости на переходах. Быстро и безошибочно находить, точно обрабатывать и вовремя покидать поток, все видеть, все понимать и не делать ошибок - вот чему нам надо научиться. А пока? Будем летать медленно, но надежно?
Проблема в том, что медленно дистанцию в 100 км пролететь сложно - велик риск переразвития или просто «сдыхания» погоды. Медленно такую дистанцию можно вообще не пролететь. Так что, летать быстро - значит, летать правильно.

2. Парапланы. Пошла обратная волна от суперкачества и суперудлинения к надежности. Хит года - competition «Бумеранг» - скорость и удлинение «всего лишь» 55 км/ч и 6,24. При этом, говорят, он просто чуть постабильнее равных по классу аппаратов (и существенно дешевле). А англичане - Пендри и Виттал - вообще на «Протонах» (DHV 2-3) с удлинением 5,72 летают. Может, вы считаете себя круче Джона Пендри?...
Есть ли шансы у России? Что нужно для того, чтобы наши спортсмены стали летать на уровне лидеров?
Ответ, вроде, простой: надо летать рядом с лидерами. - Вроде летают, а результат посредственный.
Больше надо летать? - Да. Однако, яркий и печальный пример того, когда едут те, у кого есть деньги, а не те, кто мог бы показать результат, дала нам Украина.
Национальный рейтинг проблему не снимает, если круг узок и разыгрывается некий постоянный междусобойчик. Особенно, если национальные лидеры все время проводят за границей, не участвуя во внутренних соревнованиях, не соревнуясь с молодыми, не передавая им опыт.
Преемственность необходима. Необходимо, чтобы в стране наросла критическая масса хороших пилотов. Чтобы национальные соревнования проходили на высоком уровне.
Вот, что есть у нас, так это русское «чудо-оружие» - наши детско-юношеские секции и клубы. Аналогов в мире нет. Уже 13-летние начинают летать маршруты, а к 16-18 годам - это классные спортсмены. На них наши надежды. Не мы, так они сумеют победить.

К оглавлению номера

 

© eXs magazine 1998-2016
В начало Все о журнале ЭКС Архив номеров Фотогалерея Новости и комментарии


Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU